Пост в день Арафа, –девятый день месяца зуль-хиджа,Этикет проведения дня Арафа

День Арафа –девятый день месяца зуль-хиджа

День Арафа самый дорогой из дней. За совершение благих поступков в этот день вознаграждение увеличивается многократно. Воистину, никто, кроме Аллаха, не знает его истинного размера. Равно, как и вес грехов в этот день увеличивается в несколько раз.
Что касается горы Арафат, как таковой, то это место, которым Аллах почтил паломников, а день Арафа - это подарок Аллаха для всех Его рабов, где бы они ни находились. Поэтому тот, кто хочет утешить себя по той причине, что ему не удалось совершить Хадж, посетить дом Аллаха и побывать на горе Арафат, должен воспользоваться этим днем, который наступает для всех мусульман.
Какое бы благочестивое деяние не совершил человек, стремясь к Аллаху с чистым намерением, в Судный день он, несомненно, увидит вознаграждение за него. И самый важный из тех поступков, которые приближают нас к Аллаху, - это пост в день Арафат.

ПОСТ В ДЕНЬ АРАФА

День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным действием (сунна). В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими учеными, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о посте в День Арафа, он сказал: "Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы". Мать правоверных Аиша сказала Масруку: "О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сравнивал пост в День Арафа с тысячи другими днями" (Байхаки, Табарани).

Имам Рамали поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь только после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж в этот день желательно не поститься, для того, чтобы иметь силу для богослужений на горе Арафат. Достоинства стояния на Арафате

Все паломники совершающие Хадж, в этот день собираются на горе Арафат. Стояние на Арафате является самой основной составляющей частью хаджа. Без этого хадж не действителен.
Стоянием на Арафате считается нахождение на горе Арафат хоть на миг девятого дня Зуль-хиджа, т.е. дня Арафата, в промежутке между полуднем и до рассвета следующего дня.
Сбор на горе Арафат является самым крупным ежегодным сбором в исламском мире.
Здесь собираются самые разнообразные приближенные любимцы Аллаха, будалаи, кутбу, автады, сиддикины, мукаррибуны, алимы, имамы, мударрисы, захиды, поминающие Аллаха, щедрые, любящие Аллаха и его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) мусульмане.
Здесь ниспосылаются блага и милости Аллаха, которые нигде в другом месте и никогда не ниспосылаются.
В хадисе говорится: "Так опозорившимся, исхудавшим и униженным и разгневанным сатану не видели, кроме как в день Арафа и только в день битвы при Бадре. И это, за то, что сатана видит, как на мусульман ниспосылаются блага и милости от Всевышнего Аллаха и смывает их грехи" (Малик).
4. Здесь смываются большие грехи, которые нигде в другом месте и никогда не смоются. Есть хадис: "Самый большой грешник тот, который, находясь на Арафате думает, что его грехи не смыты" (Хатиб, Дайлами).
5. В этот день поминают Аллаха как никогда и нигде не поминают, больше ему поклоняются, больше молят Его мусульмане, проливают много слез, читают много Коран, много поминают Аллаха , восхваливают Его.
6. В этот день хорошее дуа, имевших грехи получают хорошие люди, баракат и хорошее дуа праведников получают, имевшие грехи мусульмане. В хадисе говорится, что Всевышний сказал: "Этот ваш маджлис обложен барактом и плохой человек подарен хорошему (т.е. ради хорошего принят и плохой), и вашему хорошему дано, что он просил, теперь вы возвращайтесь". (Ибну Мажах).
Некоторые хадисы о достоинстве пребывания на Арафате

1. "Нет ни одного дня, в котором от огня Ада Аллах освобождает рабов и рабынь, как в день Арафата. Поистине, он в этот день приближается к людям и перед ангелами гордится ими. Он спрашивает, что же они хотят". (Муслим, Насаи).
2. "Всевышний к вечеру дня Арафата гордится теми, кто здесь есть и говорит ангелам: "Вы посмотрите на моих рабов, которые не расчесанные и запыленные в пути, пришли ко мне". (Ахмад, Табарани).
3. "Того, кто в день Арафата убережет от греховного свой язык, уши и глаза, смоются грехи и те, которые он совершит до наступления дня Арафата на следующий год". (Байхаки).
4. Тот, кто будет бдить в ночи таврията, Арафата, Курбана (8, 9, 10 ночи Зуль-хиджа) и ночи разговенья заслуживает Рай". (Ибну Асакар).
5. Самое лучшее дуа - это дуа в день Арафат (Тирмизи).
6. Поистине Всевышний, в день Арафата смотирт на рабов взором милости и не оставит он не смыв грехи того, у кого в сердце есть хоть капля веры". (Дайлами).
7. "Всевышний Аллах ниспосылает на находящихся на Арафате свои блага, гордится ими и говорит ангелам: "Вы посмотрите на рабов, как они, не расчесанные и запыленные, издалека пришли ко Мне. Вы мои свидетели в том, что Я принимаю их молитвы, исполняю их надежды, то, что Я их плохое меняю на хорошее, и то, что хорошему дано все, что попросит кроме тех долгов, которые они имеют между собой". Затем, когда соберутся на Арафате и на Муздалифа, Всевышний говорит: "О, Мои ангелы, Мои рабы в ночь вернулись, чтобы просить Меня. Вы Мои свидетели в принятии Мной их дуа (мольбы) об исполнении их мечтаний и надежд, что их плохому отдаю бесплатно хорошего человека, что их хорошему Я даю все, что просят и то, что Я их долги друг другу беру на Себя" (Хатиб).
8. К вечеру дня Арафата блага Всевышнего снисходят на нижние небеса. Затем Он смотрит на них взором милости и гордясь ими скажет: "Вы посмотрите, Мои рабы запыленные и нерасчесанные пришли. Я своего Посланника отправил к ним, и они приняли Моего Посланника. Я к ним отправил Книгу, и они поверили в Мою Книгу. Я вас беру в свидетели того, что Я смысл их грехи". (Это же Всевышний говорит, когда паломники перейдут на Муздалифу). (Абу Шайх).
9. К вечеру для Арафата Всевышний сниспускается на нижние небеса (т.е. его блага сниспускаются) и гордясь ими, Он говорит ангелам: "Это мои рабы, не расчесав волосы и надеясь на мою милость пришли ко мне". О мои рабы, если у вас есть грехов столько, сколько песчинок или как капли дождя и их Я у вас смою. Вы возвращайтесь, очистившись от грехов своих и за тех, за которых просите" (Хаким).
10. Если бы люди, собравшиеся на Арафате знали, с кем они там находятся, они бы обрадовались этим днем от благ Всевышнего ниспосылаемых после смывания их грехов". (Табарани).
11. Один из салафунов (сподвижник или табиины) сказал: "Если день Арафат и пятничный день совпадут, то смоются грехи всех, кто находятся на Арафате. Этот день тоже является самым достойным днем в мире. В этот день Посланник Аллаха совершил прощалный хадж. В этот день ниспослался аят со смыслом: "Ваша религия усовершенствовалась, я доволен тем, что ислам ваша религия. Я вам свое благо тоже завершил". Ахлуль китабы (люди писания) (те, к которым ниспосланы книги, т.е. христиане, иудеи) говорят, что если этот аят был бы ниспослан к ним, то они это день сделали бы постоянным праздником. Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я свидетельствую, что этот аят ниспослался в двойной праздничный день - это в день пятницу и в день Арафат".
Смысл всех хадисов взят из книги "Канзуль умаль", т. 5, с. 25-29.
Значение стояния на Арафате
После того, как увидишь множество людей на Арафате, услышав их голоса о том, как они следуют своим предводителям, нужно вспомнить Арасат(место, где соберутся в Судный день). То, как там тоже будут толпиться люди и, как они группами, будут идти за своими пророками - одних примут, других отвергнут. Помня об этом, ты постоянно держи сердце в кротости, боязни и в надежде и мольбе. Это очень ценно и это день, когда сердца валиев направлены к Аллаху. Если ты так будешь молиться Аллаху, есть надежда на то, что Аллах смилуется и поднимет в Судный день счастливыми. От величия Всевышнего ниспосылаются блага через сердца праведников, разных валиев, будалаов, автадов и т.д.
Когда мысли их всех будут направлены к Аллаху, когда моля и прося сердца всех будут направлены к Аллаху , когда все, возведя руки кверху благоговея и пьянея от любви к Аллаху обратят свои взоры к небесам, когда, надеясь на милость их шеи вытянутся, когда раздадутся голоса плача, когда все вместе будут просить милость Аллаха . Ты никогда не думай, что милостивый Аллах оставит их надежду несбывшейся и что их дуа будет безответным и их просьбы будут отклонены, труд окажется бесполезным и, что Всевышний на них не ниспошлет блага и милости, в которых они будут погружаться.
В хадисе говорится: "Самый большой грех - стоять на Арафате и думать, что его грехи не смыты". Вот там, собравшись со всеми вместе и праведниками, прошение ниспослания благ является самой большой мудростью, тайной и смыслом хаджа. "Ихяъ", т.1, с. 401.
Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Хадж - это стояние на Арафате" (Ахмад, Хаким, Байхаки).
Нет человека глупее и несчастнее, проводящего этот день безолаберно в поисках еды, в разговорах, или за другими ненужными и вредными делами. Подумай, самое большое собрание людей в мире; время, когда от Ада освобождаются заслуживающие его; пора, когда паломниками гордится Аллах ; пора, когда сатане сломят спину; когда ниспосылаются самые большие милости и блага Аллаха.
Также из мудростей Арафата является объединение мусульман: бедняк, богач, царь, раб, араб не араб, белый, черный - не различая никого, одевшись в одинаковый белые ихрамы с непокрытыми головами, выражая бедность, нужду и потребность в милости и жалости Аллаха, выставив вперед руки, прося Аллаха об отпущении грехов - нет другого равноправия в истории человечества. Таким, соблюдающим равенство народов религией является - Ислам.

Этикет проведения дня Арафа

1.В день выхода из долины Мины в Арафат, желательно совершать полное омовение (купание) на Арафате. Это лучше делать в местности Намрат. Но так как ныне это трудно, можно еще будучи в Мине искупаться. Можно также искупаться по прибытии в Арафат. Если с утра до обеда искупаться, то суннат считается выполненным. "Хашиятуль жамаль", т. 4, с. 70.
2. По возможности желательно с Мина в Арафат идти пешком. Если это затрудняет, то нет никакой проблемы отправиться на транспорте. Это касается не только Арафата, но и Мины и Муздалифа. Т.е. всюду желательно отправиться пешком.
3. По пути на Арафат, читают "Лаббайка", зикру-тасбих, Коран и это дуа:
Кто не умеет читать на арабском, может прочитать на своем языке.
Смысл: "О, мой Аллах ! Ты сделай этот выход самым хорошим утренним выходом, приближающим меня к Твоему довольству, самым отдаляющим меня от Твоего гнева. О, мой Аллах ! Я с утра вышел к Тебе в путь. Одного на Тебя я полагаюсь. Я захотел Твое довольство. Ты сделай меня тем, за которого Ты будешь гордиться перед ангелами.
О, мой Аллах ! Я повернулся к Тебе. Я захотел довольства Твое мной. Ты сделай мой грех смывшимся, сделай принятым мой хадж, мой труд тоже сделай заслуживающим вознаграждение. Не оставляй меня без ничего". Затем читают "Лаббайка" и салават. "Аллахумма салли гIала набиййина МухIаммадин ва гIала алигьи ва сахIбигьи ва салим". "Ифсах", с. 270.
4. В день отправления на Арафат, как можно больше нужно защититься от греховного и сомнительного. Нужно есть халал и одевать халал. Ибо дуа, прочитанное, съев запретное, трудно будет приниматься. Если нет другой еды, чем харам и сомнительное, то есть нужно очень мало, плача и жалея, и прося пощады у Всевышнего. В день Арафат паломнику не предписано поститься - это для сохранения сил в поклонении. Этим тоже понятно, что на Арафате огромное значение имеют мольбы и славословия, ибо желательный для других пост в день Арафата паломникам не желательно даже.
5. В этот день нужно мало есть (и халальное тоже), есть также легкую пищу, дабы не затруднить себя в ибадате.
6. Не надо откладывать на после обеда всякие дела в этот день. (еда, питье - все готовится до обеда). После обеда полностью занимаемся ибадатом.
7. При ибадате на Арафате, садятся лицом к Каабе. Нужно избегать от бесполезных и лишних разговоров, особенно споров.
8. Много нужно читать "Лаббайка", много поминать Аллаха , читать дуа, салават, Коран.
При чтении дуа не ограничиваются только собой. Нужно упомянуть родителей, родных, близких, друзей и всех мусульман.
10. Не надо пытаться подняться на "Джабалул рахмат". В этом нет никакого отличия. Поднятие на него является новшеством. Более того, порицательно подниматься на него. Поднимаясь на него, зря уходит время, устает тело, солнечная жара ослабляет и даром тратит самое драгоценное время для поминания Аллаха.
11. Желательно сидеть повернувшись лицом к Кибле.
12. Пребывание на Арафате должно пройти, поклоняясь Аллаху, прося Его, не привязывая сердце к мирскому, плача (если не удается, то делая вид, что плачешь).
13. Нельзя в этот день никого видеть униженным, нельзя кричать на просящих. Как можно больше раздают милостыню. Во всех нужно видеть валиев.
14. Говоря вкратце, в этот день, начиная с обеда нужно уберегая тело от всего противоречащего шариату, очистив сердце от мирских забот, привязав тело и сердце к Аллаху, читать тасбих (субханАллах), тахмид (Алхамдулиллагь), зикру, такбир (Аллаху акбар), "Лаббайка", Коран, салават Пророку (мир ему и благословение Аллаха), прося смывание грехов, всего себя отдавать этим деяниям. Арафат очень восхваленное место. Возможность пребывания там тоже является большим благом, которым и нужно за это воздать хвалу (хоть это невозможно), не всегда достается это. Каждый миг, который здесь упускается зря для разумного ценнее всего мира и всего, что в нем есть. Упущение зря одного мига равноценно лишению всего мира.
15. На Арафате нужно надеяться на жалость прощение и милости Аллаха , на то, что грехи смываются им. Фузайл ибн Ияз посмотрел на плачущих в день Арафа и сказал:
- Скажите, если эти люди отправились бы к щедрому благоразумному царю и просили бы монету, то отправил бы он их без ничего обратно?
- Нет не отправил бы,- ответили ему.
Тогда он сказал:
- Клянусь Аллахом , Всевышнему, дать всем просящим на Арафате все, что они просят легче, чем тому человеку дать монету".
16.Очень желательно в день Арафа давать милостыню хоть и немного.
В книге "Умдатуль абрар" пишется, что желательно стоять на том месте, где стоял Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Это у подножья горы "Джабалу рахмат", где большие камни. Смотря к Кибле так, чтобы между ним и Киблой оказался "Джабалу рахмат".
Не стойте на проходе. Много читайте дуа для родителей, своим устазам и другим мусульманам. Воздав руки к небу (направив ладони к небу или к груди), если просят добро или отводить грядущие беды. Но если просят об освобождении от уже наступившей беды, то руки держат ладонями вниз. Тысяча раз читайте "Къулгьу" и один раз сурату "ХIиджри", также увеличивайте чтение Корана и других дуа. От всей души просите прощения грехов, сто или тысячу раз читайте "вахIдагьу…" много плачьте, усердно просите, надеясь на то, что примут мольбы, просите стоя под солнцем, а если это затруднит, то просите в тени.
17. По наидостоверному слову имама Шафии желательно объединить этот день и ночь на Арафате. Есть алимы которые говорят, что это фарз. После захода солнца до полного исчезновения зарева лучше оставаться на Арафате.
18.При возвращении из Арафата вечером нужно быть очень вежливыми и в ожидании транспорта тоже не надо отвлекаться на мирские разговоры, а нужно читать "Лаббайка", салават, Коран или дуа.
Многие спрашивают, чем заниматься и что лучше делать на Арафате, поэтому ниже мы приводим пояснения добродетели, в этот день.
Имам Навави в книге "Изах" пишет. На Арафате после намаза сразу переходят на вукуф, т.е. стояние. Если известно и возможно, можно постараться встать на том месте, где стоял Посланник (мир ему и благословение Аллаха). Это место у подножия "Джабалу рахмат" возле больших камней. Говорят, если встать здесь лицом к Каабе так, чтобы "Джабалу рахмат" оказался между тобой и Каабой, то можно встать на место, где стоял Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Можно и в другом месте стоять. Не обязательно, находящемуся вдалеке человеку, туда идти. В этот день не надо поститься, даже если и не ослабляет тело. Надо держать себя в чистоте и стоять в сторону Киблы будучи в омовении. Нужно всегда думать об Аллахе. Не надо отвлекаться на мирские темы. Много читайте дуа, зикру, Коран. Стояние на Арафате является основной частью Хаджа. И тот, кто попустительствует в этот день, потеряет очень много. Дуа читается стоя и сидя. Руки тоже не возносятся выше головы. Нужно увеличить прощения, и плач перед Аллахом, выражая перед Ним свою бедность, слабость, низость и нищету. Не надо ожидать немедленного ответа на дуа. Надо просить Аллаха усердно. Очень большая надежда должна быть к принятию дуа.
То, что просите, просите, повторяя три раза. Дуа начинают с воздаяния хвалы Всевышнему, чтения салават Пророку (мир ему и благословение Аллаха), этим и завершают. В конце дуа говорится "Амин". В этот день надо остерегаться от употребления в пищу греховного и сомнительного, а также и одевания такой одежды. Много читается: "СубхIанАллах", "АлхIамдулиллагь", "Ла илагьа илла ллагь", "Аллаху акбар". "Изах", с. 283-285.