Поздравления с Днем Крестовоздвижение стихами

В 70 г. Иерусалим был взят и разрушен римлянами. Одновременно начались жесто­кие гонения на христиан, продолжавшиеся почти 300 лет. С их окончанием мать им­ператора Константина, св. Елена, ок. 320 г. приступила к поискам креста, на котором был распят Христос.
После долгих поисков Крест был найден 14 сентября 320 г. В связи с этим в Иеруса­лиме на Голгофе было возведено две базилики: Святых Мучеников и Вос­к­ре­се­ния. Базилику Святых Мучеников называли также ба­зи­ли­кой Святого Креста. Торже­ст­вен­ное освящение и передача обоих базилик в ведение епископа Ие­ру­са­лим­с­ко­го состоялось 13 сентября 335 г. В память это­го события 13 сентября стал справляться праздник Воздвижения Святого Креста, который позже пе­ре­не­с­ли на 14 сентября, сперва для тех церквей, где име­лись частицы св. Креста, а потом для всей Все­лен­с­кой Церкви.


В 614 г. в Святую Землю вторглись персы под пред­во­ди­тель­с­т­вом царя Хосроя. Они разрушили все хри­с­ти­ан­с­кие церкви, в том числе храм Гроба Гос­под­ня, а зная, как сильно почитают христиане Крест, они забрали его с собой. Весь христианский мир стал молиться о возвращении Святого Креста. Император Ираклий одержал победу над Хосроем и вынудил его вернуть похищенную реликвию (628). Рассказывают, что Ираклий хотел сам вознести Крест на Голгофу, но это удалось ему только тогда, ког­да он снял с себя свои царские одежды. Достоверность такого факта, однако, сомнительна, поскольку, по сви­де­тель­ству св. Кирилла Ие­ру­са­лим­с­ко­го (+ 387), уже в его время драго­ценную ре­ли­к­вию поделили на многие части и разослали почти по всем окрестным церквам. Так что речь могла идти лишь о каком-то более-менее значительном её фрагменте.
В Кресте Христовом Церковь всегда видела алтарь, на котором Сын Божий совер­шил спасение мира. Поэтому каждая его частица, так обильно орошённая Его Дра­гоценной Кровью, пользовалась исключительным почитанием. Речь идёт не о под­лин­ности каждой такой частицы, но о том факте, что каждая такая частица напо­ми­на­ет о Кресте Христовом и о великом деле, которое было на нём совершено для спасения рода человеческого.
О распятии Господа Иисуса сообщают все Евангелисты. Более того, они очень по­дробно описывают обстоятельства этого события. Согласно их свидетельству, Гос­подь Иисус был распят около 12-ти часов дня и умер около 3-х часов пополудни. Его погребение состоялось ок. 5-ти часов пополудни.
Смертная казнь через распятие была известна у евреев, хотя и не была предусмот­рена законом Моисеевым. Александр Яннай (126-76 до Р. Хр.) подверг этой казни воз­мутившихся против него фарисеев. Вместе с тем, эта казнь широко применялась финикийцами, карфагенянами, персами и римлянами. Эти последние, однако, не применяли её к римским гражданам, поскольку она считалась позорной и была край­не мучительна. С осуждённого снимали одежды, укладывали на крест, растяги­вали руки и ноги и прибивали либо привязывали ко кресту. Первый способ был бо­лее болезненным, зато при втором казнимый дольше мучился. Осуждённый стра­дал от жажды, от горячки, от удушья; несчастного донимало множество комаров и мух, а бывало, что его заживо расклёвывали стервятники. Крест обыкновенно имел форму буквы «Т» (тау). С торжеством христианства император Константин Великий в 316 г. отменил этот вид казни.
Самый большой фрагмент святого Креста находится сегодня в церкви св. Гудулы в Брюсселе. В базилике св. Петра в Риме хранится частица реликвии, которую визан­тийские императоры носили на груди во время самых выдающихся торжеств. В со­кровищнице собора Парижской Богоматери имеется частица святого Креста, пода­ренная аббатству Сен-Жермен-де-Пре сестрой польской королевы Марии Гонзаги Анной, а той завещал её король Ян Казимир. В Польше самый большой фрагмент св. Креста находился в церкви доминиканцев в Люблине. Достаточно большой фраг­мент реликвии находится в базилике Святого Креста в Риме.
В честь Святого Креста воздвигнуто множество храмов. Только в Польше их более ста. Существует также несколько монашеских — мужских и женщин — орденов, но­сящих имя Святого креста. Самое значительное из них — Общество Св. Креста, основанное в 1837 и утверждённое Римом в 1855 г.
В главе почитателей Креста стоит св. Апостол Павел. Особым почитанием креста отличалась св. Елена. Однако на особую высоту почитание креста вознесло Сред­невековье, когда повсеместно и очень живо развивался культ Страстей Господних. Среди святых особо отличались таким почитанием св. Бернард (+1153), св. Фран­циск Ас­сизский (+1226), св. Бонавентура (+1274), св. Филипп Бениций (+1285), а в поздней­шие времена бл. Владислав из Гельнёва (+1505), св. Пётр из Алькантары (+11562), св. Иоанн от Креста (+1591) и св. Павел от Креста (+1775). В награду за сердечное почитание своих страданий Иисус наделил множество святых даром стигматов. Ис­тория Церкви знает 330 подобных примеров. Из самых последних — Тереза Неу­манн (+1962) и св. Падре Пио (+1969).
Изображения креста, рисованные или выгравированные, встречаются в I в., причем в самых разнообразных формах и символике, центральным образом которой всегда является Христос. С IV в. встречаются кресты без Распятого, зато богато украшен­ные драгоценными камнями и золотом (crux gemmata). Их форма также различна. Различают, например кресты: Христа, св. Петра, св. Андрея, св. Пахомия, крест эфи­опский, армянский, иерусалимский и т. д. В раннем Средневековье обычным был крест с изображением Христа с царской короной на голове. С XII в, появляются рас­пятия современного вида, с выражением страдания и ужаса. Самый древний крест обнаружен в Геркулануме, в одном из домов, засыпанных вулканическим пеплом при извержении Везувия в 79 г. Эта находка произошла в 1748 г. На одной из стен до­ма виден чёткий оттиск висевшего на ней большого креста. Сохранилось даже от­верстие от гвоздя, на котором висел этот крест.
Почитание Кресту Христову воздаётся также через крестное знамение. Первона­чально его совершали над предметами, осеняя их ладонью. Этот знак был выраже­нием веры, охраной от несчастья, призывом Божьего благословения. Этот обычай также идёт с первых веков христианства. Кроме того, он воспринимался, как выра­жение католического кредо, как символ важнейших истин веры. Словами подчёрки­вается вера в Бога, единого в Троице, а движением руки подчёркивается наше спа­сение через Христовы страдания и смерть. О крестном знамении пишет уже Тертул­лиан (+ ок. 240 г.). Св. Иероним говорит о нём в послании к Евстохии. Первые хри­стиане очень часто пользовались этим знамением. Церковь сохранила этот обычай и во время литургии благословляет таким образом своих верных.

Сегодняшний праздник напоминает нам великое значение креста как символа хри­стианства, который всегда должен пользоваться нашим почитанием и любовью.

 

***
ХИТРЕЦ

По дороге шла толпа людей,
Каждый нёс по тяжкому кресту,
Двигались они не мало дней,
Отмеряя за верстой версту

Был среди тех путников хитрец,
Незаметно к лесу он свернул,
И спилил он у креста конец,
Чтобы крест не так плечо тянул

И довольный путников догнал,
С лёгкой ношей весело идти!
Только об одном хитрец не знал,
что ущелье было впереди.

И кресты над пропастью легли
Прямо от начала до конца,
По крестам они перебрались -
все за исключением хитреца

Крест его теперь был слишком мал,
Выбрал жребий сам себе хитрец,
Свой же крест ему никто не дал,
ведь спасти чужой не может крест.

В жизни крест у каждого есть свой
Не спеши свернуть в манящий лес
Знает Бог несёшь ты для чего
Этот тяжким кажущийся крест